• Вес: 150гр.
  • цена: 136 руб.

Чай выращен на всемирно известной плантации, расположенной в долине «Тан Кыонг».

/ "Колос" набивает цену "Залегощь-сахару"
/ Динамика цен на говядину в Москве
/ Беларусь пока не планирует выращивать трансгенный картофель в промышленных масштабах - НАН
/ Налог на алкоголь повышает популярность Эстонии среди финнов
/ ROLS Isomarket меняет дизайн и размер упаковки
/ Дальрыбвтуз развивает научные связи с Корейским морским институтом
/ В строительство промышленных цветочных теплиц в России инвестируется в 5 раз больше средств, чем в овощные
/ В рамках антиалкогольной концепции в России появляются все новые и новые инициативы
/ В Молдове создали антикризисный совет виноделов
/ Государство берет под контроль сохранение и использование осетровых в РФ

/ Водку разольют по регламенту

15 марта 2010, 15:54

От ГОСТов к техническим регламентам

Алкогольный рынок в России за последние 15 лет изменился до неузнаваемости. Вместо традиционного набора — водка "Столичная", пиво "Жигулевское", вино молдавское — на прилавке в каждой товарной категории представлены сотни наименований. Появились и абсолютно новые товары, например слабоалкогольные коктейли, о которых в советские времена никто не знал. И общее между ними только то, что все они содержат тот или иной процент алкоголя.

С проблемой разработки единых требований к товару, которые бы сочетались с действующим законодательством, столкнулись практически все отрасли российской промышленности. Это не удивительно: многие государственные стандарты (ГОСТЫ, которых в нашей стране насчитывается более 26 тыс.) были разработаны еще в советские времена, а потом зачастую существенных изменений в них не вносилось. В результате требования к качеству и безопасности многих новых товаров и услуг оказались не регламентированы законодательством.

Существуют и другие проблемы стандартизации и требований к безопасности и качеству. Во-первых, необходима гармонизация российских и зарубежных стандартов, так как России рано или поздно придется вступать во Всемирную торговую организацию. Во-вторых, руководство нашей страны не раз заявляло о необходимости либерализации системы контроля и отказа от повсеместной обязательной сертификации. Сочетание всех этих факторов и заставило правительство приступить к реформированию системы стандартизации.

Официальным ее началом стало принятие в 2002 году федерального закона "О Техническом регулировании". Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов, в связи с чем все ГОСТы должны утратить обязательный характер и применяться добровольно. До принятия необходимых технических регламентов будут действовать ГОСТы, принятые ранее, а также санитарные и строительные нормы и правила (СанПиНы и СНиПы). Сразу после принятия закона стало понятно, что разработка и реализация технических регламентов достаточно долгий и трудоемкий процесс.

Так, процедура принятия технического регламента (он может быть принят федеральным законом, указом президента либо международным договором) включает в себя публикацию уведомления о разработке техрегламента и его публичное обсуждение. И лишь потом техрегламент должен быть принят на законодательном уровне.

Процедура принятия техрегламентов оказалась настолько сложной, что за семь лет действия закона "О техническом регулировании" было принято чуть больше десятка регламентов (при том что в общей сложности необходимо принять около 600 регламентов), причем каждый из них утверждался по несколько лет. Например, первые работы по техрегламенту на табачную продукцию начались еще в 2005 году, первое чтение в Госдуме состоялось в июне 2007 года, а окончательно принят этот документ был лишь в конце прошлого года.

В начале декабря на встрече с вице-премьером Дмитрием Козаком президент Дмитрий Медведев призвал активизировать работу по подготовке техрегламентов. Более того, заявил президент, необходимо менять систему принятия техрегламентов. "Я подписал поручение, из которого следует необходимость отказаться от действующей системы и создать специальный орган, который и будет принимать регламент",— сообщил глава государства.

По его словам, таким механизмом может стать Госстандарт или структура в составе Министерства промышленности. "Но Госдума с этим не справится. Главное не в том, кто принимает техрегламенты, а как это сделать скорее,— отметил президент.— Нужно процедуру поменять, иначе это будет продолжаться десятилетиями. Задача двуединая — и сами регламенты подготовить, и процедуру поменять. Даю две недели для того, чтобы окончательно определиться с этим и внести предложения".

Сразу после заявления президента ряд экспертов вообще поставил под сомнение необходимость отказа от ГОСтов. Один из наиболее последовательных сторонников отказа от введения техрегламентов, главный редактор газеты "Промышленные ведомости" Моисей Гельман, считает, что техрегламенты обеспечивают только безопасность, но не качество продукции.

Впрочем, в Минпромторге (это ведомство является головным при внесении уточнений в программу разработки технических регламентов, утвержденной правительством в 2004 году) в неофициальной беседе отметили, что вне зависимости от методики утверждения техрегламентов сами по себе прежние регламенты останутся. В том числе и на алкогольную продукцию.

Розлив по ГОСТу

На территории Российской Федерации действует около полусотни ГОСТов, непосредственно описывающих основные требования к производству алкогольной продукции.

С ГОСТами, относящимися к простым и традиционным для нашей страны напиткам, и в первую очередь водке, проблем обычно не возникало. "ГОСТы, регулирующие производство водки и ЛВИ, понятны и практически не требуют изменений",— говорит директор по корпоративным коммуникациям "Алкогольных заводов Гросс" Василий Дмитриев.

Иное дело — слабоалкогольная продукция и вина.

Например, в случае со слабоалкогольной продукцией два ГОСТа противоречат друг другу. Так, ГОСТ Р 52409-2005 "Продукция безалкогольного и слабоалкогольного производства. Термины и определения" говорит, что слабоалкогольный напиток (САН) может быть приготовлен с добавлением этилового спирта. При этом ГОСТ Р 52700-2006 "Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия" определяет САН как продукцию, произведенную без спирта.

ледует отметить, что подобные нестыковки могут не только приводить к проблемам с классификацией того или иного товара, но и использоваться недобросовестным производителем для ухода от уплаты налогов. Ведь налоговое регулирование алкогольных напитков, приготовленных с добавлением этилового спирта и не использующих спирт, принципиально различно.

С винодельческой продукцией ситуация еще более запутанная, что не удивительно. В стране, где еще 20 лет назад самым популярным вином было "плодово-выгодное", требовать быстрой разработки требований к изысканному напитку на уровне Франции или Германии было бы странно.

Определенный прогресс наступил лишь в 2008 году, когда была завершена реформа государственных стандартов по вину. На смену устаревшему ГОСТ 7208-93 пришло три других (ГОСТ Р 52523-2006 "Вина столовые и виноматериалы столовые", ГОСТ Р 52404-2005 "Вина специальные и виноматериалы специальные", ГОСТ Р 52195-2003 "Вина ароматизированные"), которые значительно больше учитывали реалии современного виноделия.

В частности, были введены термины, четко определяющие понятия и регламентирующие способы производства сухих, полусухих, полусладких и сладких столовых вин. В предыдущем ГОСТе подробных формулировок не было, что создавало трудности с их трактовкой.

Кроме того, за счет введения новых ГОСТов требования к физико-химическим показателям вин, произведенных в нашей стране, были приближены к требованиям регламентов ЕЭС. Наконец, были введены требования к винам географического наименования. Тем не менее российская классификация по-прежнему отличается от общепринятой международной, что мешает работе рынка. Именно поэтому разговоры о необходимости принятия винного техрегламента начались раньше всего. Сейчас уже готово несколько версий этого документа, а один из вариантов даже публично обсуждался.

Все варианты документов учитывали последние наработки в рамках действующих ГОСТов, международную практику, процедуру отзыва продукции с рынка, а также содержали максимально широкую классификацию продукции. Однако до сих пор никакого движения в направлении их дальнейшего рассмотрения нет. Что касается техрегламентов на другие виды алкогольной продукции, то, как грустно заметил один из участников рынка, "можно считать, что их вообще нет".

Возможно, причина состояла в том, что, несмотря на зарегулированность алкогольного рынка, никакого ответственного за него не было. Напомним, что еще год назад рынок одновременно курировали Минсельхоз, ФНС, Минфин и ряд других ведомств.

Теперь за контроль производства алкогольной продукции отвечает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, созданная в феврале 2009 года.

В Росалкогольрегулировании пояснили, что уже направили предложения по внесению уточнений в Программу разработки технических регламентов, предусматривающих сроки внесения проектов регламентов — 2010-2012 годы. Помимо принятия регламента на вино и винодельческую продукцию предполагается техрегламент на спиртные напитки, техрегламент на этиловый спирт из пищевого сырья и техрегламент на слабоалкогольную продукцию. Кроме того, будут подготовлены проекты техрегламентов на основное технологическое оборудование, а также контрольно-измерительную аппаратуру, которая находится на предприятиях алкогольной отрасли.

"Разработка и принятие этих техрегламентов необходима,— говорит заместитель председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.— Кроме того, необходимо учитывать опыт ранее подготовленных документов для других отраслей. Например, уже сейчас очевидно, что после принятия техрегламента на спиртные напитки будет необходим переходный период, аналогичный тому, который был после принятия табачного регламента".

/ Ритейлеры в предвкушении новогодней эйфории

24 декабря 2009, 10:48

Вторговые сети уже пришел Новый год — покупатели хлынули в магазины за подарками, елками, алкоголем и деликатесами. Ритейлеры фиксируют увеличение трафика до 50%, средний чек при этом тоже растет — в среднем на 30%. А на этих выходных россияне пойдут в магазины за едой к праздничному столу, который в этом году благодаря улучшению экономической ситуации будет более богатым. Тогда-то торговые сети и смогут замерить максимальный рост продаж.

«Увеличение покупательского трафика уже началось, сегодня мы видим рост в 50% по отношению к ноябрю, это стандартное увеличение для этого сезона», — говорит гендиректор «Азбуки вкуса» Владимир Садовин. Однако он отметил, что в прошлом году этот показатель составил лишь 35%. «То есть мы вернулись к докризисному уровню, будто ничего и не было, люди на позитиве хлынули в магазины», — радуется г-н Садовин. По его прогнозу, средний чек за новогодний сезон вырастет на 25—30%, сейчас он составляет около 1400 руб.

В «Перекрестке» на сегодняшний день рост продаж составил 15—20% по отношению к ноябрю, в целом увеличение показателей за новогодний период будет 30—35%, считает гендиректор сети Михаил Сусов. Он говорит, что в связи с кризисом и перемещением покупателей в более дешевые форматы поток в супермаркетах стал чуть хуже во всем мире и понизился товарооборот. «Однако в связи с новогодней эйфорией средний чек начал увеличиваться, сейчас его рост составил 30%, в некоторых магазинах средний чек дошел до 600—700 руб. Бум покупок мы ждем на этих выходных», — заметил г-н Сусов.

Совладелец «Магнита» Сергей Галицкий считает, что «основной трафик начнет расти сегодня-завтра». Он ожидает рост на уровне 33—35% по отношению к ноябрю этого года. «При этом надо учитывать формат, о котором мы говорим. Так, в этом декабре по отношению к ноябрю в гипермаркетах увеличение покупателей составит 50—55%, а в магазинах формата «у дома» — 30—35%, — заметил он. — Если же мы сравниваем этот год с прошлым, то рост составит максимум 24%». Покупатели «Магнита» сейчас в основном обращают внимание на шампанское, «ближе к праздникам будут интересоваться продуктами к праздничному столу».

«По сравнению с декабрем 2008 года, прошедшим под знаком панических кризисных ожиданий и экономии даже на праздничном наборе, в этом году мы ожидаем обратную тенденцию», — уверен директор по продажам «Дикси Групп» Артем Смоленский. Он надеется, что в этом году покупатели предпочтут богатый праздничный стол всем другим праздничным мероприятиям, в том числе новогодним турами и походам в рестораны. «Исторически, за исключением прошлого года, рост продаж в декабре к ноябрю составляет порядка 20%, мы ожидаем, что 2009 год не станет исключением», — заметил собеседник РБК daily.

«По сравнению с ноябрем увеличение оборота будет на уровне 25%», — прогнозирует один из топ-менеджеров «Копейки». А в «Седьмом континенте» считают, что прирост в декабре этого года к декабрю прошлого может составить 20%.