• Вес: 150гр.
  • цена: 136 руб.

Чай выращен на всемирно известной плантации, расположенной в долине «Тан Кыонг».

/ Малайзия: производство пальмового масла снизилось на 12,5%
/ Поездку В.Путина в Мурманск отменили из-за облака вулканического пепла
/ Семинар компании "Русская Трапеза" для предприятий хлебопекарной промышленности
/ Ученые прогнозируют Австралии небывалые засухи
/ В Санкт-Петербурге 60-дневный запас зерна сохранится до 2012 года
/ Пир потребителей
/ Бурятия: в Хоринске открывается производство замороженных дикоросов
/ Компания Huhtamaki представляет концепцию BioWare
/ Польша: увеличение спроса на белокочанную капусту
/ Франция: RPC Montpont приступила к выпуску новых пластиковых канистр

/ Из-за акцизной новации по алкоголю бюджет Чувашии недополучит 200 млн рублей: интервью министра

01 марта 2010, 10:21

Глава Минэкономразвития Чувашии Иван Моторин об алкогольном рынке республики, законодательных новациях и проблемах чувашских филиалов "Росспиртпрома" в интервью ИА REGNUM Новости.

REGNUM: В начале 2009 года алкогольный рынок Чувашии характеризовался большой долей завозной дешёвой водки при катастрофическом сокращении собственного производства на трёх предприятиях региона, филиалах "Росспиртпрома" - спиртзаводах "Марпосадский" и "Ядринский", ликероводочном заводе "Чебоксарский". Тогда в первом квартале объёмы производства сократились на четверть, поступление акцизов в республиканский бюджет - почти на 86%. Республиканские власти, обеспокоенные сохранением отрасли и наполняемостью бюджета, предприняли ряд мер. Насколько они оказались эффективными?

Да, в начале 2009 года были определённые проблемы на алкогольном рынке Чувашии. Наверное, не только Чувашии, но и Российской Федерации в целом. Обычно в кризисные времена этот рынок одним из первых проявляет свой теневой характер. Это видно и по поступлениям акцизов в бюджет Российской Федерации: в более благоприятные годы были темпы роста именно акцизов, а в кризис они снизились почти в полтора раза. Понятно, что пить мы меньше не стали - просто часть рынка ушла моментально в тень. И Чувашия не осталась в стороне от этого процесса. Поэтому в марте прошлого года президентом республики были предприняты экстренные меры, проведено общереспубликанское совещание со всеми заинтересованными сторонами, был горячий конструктивный разговор, сделаны жёсткие выводы и, в принципе, они дали толчок к нормальной работе отрасли в следующие 9 месяцев.

Если в начале года провал по производству был 20-30%, то есть значительный, по реализации продукции он тоже был довольно серьёзный, примерно в этих же границах, то к концу года объём производства составил 98,5% к уровню 2008 года, отгрузка была чуть выше - 102,5%. Понятно, что тут нужно сделать сноску ещё на сезонный фактор, потому что наши заводы входят в систему Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Росспиртпром", а в последние годы головное предприятие работает немного финансово не стабильно, имеет долги по налогам, поэтому наши филиалы сработали как бы впрок в конце года, чтобы можно было спокойно работать в первый квартал. Поэтому сноску нужно всё-таки делать на эти цифры Но в целом ситуация выровнялась, чувашская ликёроводочная продукция стабильно представлена во всех торговых сетях, в том числе федеральных, нет фактически ни одного магазина, который не реализует алкогольную продукцию наших заводов. Поэтому я считаю, что меры были эффективные, своевременные и необходимо продолжить работу в данном направлении и в 2010 году.

REGNUM: В этом году республика должна быть ещё более заинтересованной в успешной работе этих трёх предприятий, поскольку прямые поступления акцизов в местный бюджет составляют 40% вместо 20%.

Вообще, данная отрасль живёт в быстро изменяющихся условиях работы, какой-то определённой нестабильности, здесь постоянно какие-то нововведения. Да, есть изменения в плане поступления акцизов, то есть с 2010 года вместо 20% 40% акцизов будет оставаться здесь, в республике, сразу после уплаты производителями, остальная часть будет поступать через перераспределение казначейства Смоленска. И здесь есть "но": если в прошлом году коэффициент перераспределения от взимаемого акциза, который поступает в Смоленск, у Чувашии составлял 1,6%, то по новой методике Минфина России мы получаем 0,8%. Анализ по регионам ПФО показал, что, в общем-то, у нас не самое большое сокращение, я бы так сказал - среднестатистическое. Больше потеряли Удмуртия, Мордовия, Татарстан.

Нас новое акцизное перераспределение не радует. Почему? Вроде бы та новация, которая введена, когда большая часть будет оставаться там, где работают заводы, - должна была стимулировать развитие и оказывать определённую поддержку региону. Но за счёт снижения процента перераспределения (а он связан с поступлением акцизов в прошлые годы, данные расчётные отчисления не менялись порядка пяти лет), мы прогнозируем, что в республиканском бюджете сумма акцизов будет на 200 млн рублей меньше, чем в прошлом году. То есть от этой новации, по оценке Минфина Чувашии, бюджет недополучит 200 млн рублей! Поэтому говорить о том, что региону сделано безумно выгодное предложение, от которого невозможно отказаться, - я не могу так сказать.

То, что регионам дали 40% прямых акцизов вместо 20% и при этом коэффициент перераспределения сократили, например, для Чувашии вдвое, получает двоякий смысл. Да, на бумаге выглядит красиво, перспективно, а в жизни, на деле, возникают совершенно другие опасения. И с учётом того, что, согласно нашему совместному с Чувашстатом мониторингу, сегодня наша водка занимает на чувашском алкогольном рынке порядка 80% этого рынка, достигнуть более высокого процента, ну, практически невозможно. Сами понимаете, всё равно будут люди, которые отдают предпочтение другим водочным алкогольным продуктам. А 80% - это высокий процент, это один из самых высоких показателей в Российской Федерации. К примеру, в Ульяновске, где тоже производится своя алкогольная продукция, - 65%, в Татарстане, где жёсткие, беспрецедентные меры, - 78%.

Да, у нас высокий процент. О чём это говорит? О том, что наши филиалы нарастить свою долю за счёт внутреннего рынка Чувашии, наверное, не смогут. Главная задача, которая стоит перед ними и перед нами - удержать эту долю, то есть чтобы она не снижалась - через взаимодействие с торговлей, розницей, с оптовиками. А увеличить они могут только за счёт выхода на внешние рынки. Но и здесь тоже много "но". Понятно, тяжело конкурировать с полулегальной алкогольной продукцией, которая произведена, условно говоря, в районе Кавказа. И, соответственно, такие легальные заводы и добропорядочные налогоплательщики, как наши предприятия, не смогут активно наращивать присутствие в других регионах, потому что основные водочные брэнды, которые производятся у нас в Чувашии, то это всё-таки сегмент рынка эконом-класса. А в этом сегменте главное место занимает цена и, соответственно, здесь с этой полулегальной продукцией конкурировать тяжело.

REGNUM: Водку премиум-класса они могут выпускать?

Любая водочная продукция премиум-класса требует огромных вложений, прежде всего, в маркетинговую кампанию по продвижению брэнда, и не только на территории региона, а на всю Российскую Федерацию и даже на зарубежные рынки. Чаще всего производство продукции премиум-класса сосредоточено на одном каком-нибудь заводе, но идёт общая реклама и потом уже через логистические центры она реализуется. Для этого необходимо разработать стратегию, вложить огромные деньги в это направление, а собственник предприятий - государство, ФГУП и ОАО "Росспиртпром" сегодня имеют серьёзные задолженности перед бюджетом. Более того, собственник практически не вкладывает ни рубля в наши филиалы, я бы так сказал: "кормится" значительно от них. Буквально за три года чувашскими филиалами было перечислено в головное предприятие порядка 500 млн рублей. А те обязательства, которые брало само ФГУП непосредственно перед филиалами, - строительство бардового цеха на спиртовом производстве в городе Ядрин стоимостью 70 млн рублей - не выполнены. То есть получив 500 млн рублей, они не смогли выполнить обязательства на 70 млн рублей. Поэтому бессмысленно сегодня говорить о том, что наши филиалы смогут производить водку премиум-класса. При этом технически это осуществимо - оборудование хорошее, специалисты замечательные. Наши филиалы фактически не являются самостоятельными и не могут реализовывать такие планы. Это основная проблема.

REGNUM: Люди живут мифами: когда-то бренд чувашской водки означал безусловное качество, в последние годы репутация несколько пошатнулась в сознании людей. С чем это связано?

Чувашская водка и сейчас славится. Я в этом плане с какими-то проблемами или мифами не сталкивался. Оперирую только цифрами и фактами: продукция представлена во всех торговых точках, идёт её успешная реализация. Мы уже говорили об объёмах продаж, они даже по отношению к благоприятному году не снизились, то есть это говорит о том, что проблем с реализацией водочной продукции у наших заводов нет. А если бы отсутствовало качество, то при таком значительном сегодня предложении на рынке, это бы сказалось и на объёмах продаж. Поэтому, мне кажется, это больше обывательские разговоры. И ещё раз заострю внимание: угрозы исходят именно со стороны полулегальной продукции. Значительная стоимость водочной продукции, особенно эконом-класса - это акциз, НДС, иные налоги. Производственные издержки, скажем так, не очень высокие - занимают порядка 15%. А если водка каким-то образом была введена в легальный оборот, но не прошла уплаты акциза и других налогов, она на сегодня, естественно, приобретает сумасшедшую привлекательность. Прежде всего, для розницы, для которой рентабельность продаж такой водки становится в 3-4 раза выше. Вот это угроза.

Или, допустим, разнообразное распространение через аптечные сети так называемых "фанфуриков", я даже не буду пытаться воспроизвести названия, потому что они меняются просто с космической скоростью. Сегодня это "Боярышник", завтра какой-то "Перечник", сегодня это внутрь, завтра этим обтирают... Давно идёт обсуждение, когда и на эту продукцию будет введён нормальный адекватный акциз, и она не станет, скажем так, конкурентом ликёроводочной продукции. Но, видимо, кому-то интересно, кто-то её лоббирует, опекает - вот это проблема. Это как раз наносит удар по легальным производителям, наносит вред здоровью граждан.

REGNUM: Какова загруженность предприятий сегодня?

Спиртовое производство осталось у нас только в Ядрине, в Марпосаде "Росспиртпром" принял решение и закрыл производство спирта в прошлом году. Поэтому ядринский спиртзавод обеспечивает спиртом все три завода, и там довольно высокая загрузка, она близка к оптимальной, скажем так. Что касается производства ликёроводочной продукции, здесь сложнее: загрузка составляет, условно говоря, от 29-30% до 45-50%. Заводы недозагружены, в частности, на ликёроводочном заводе в Чебоксарах 30% загрузки. В принципе, после переоснащения, переоборудования наши заводы готовы производить продукцию в достаточном количестве и работать не только на наш регион, но и соседние. Вопрос - именно в стратегии ФГУП и ОАО "Росспиртпром": если в их планах будет достойное место нашим предприятиям, тогда, конечно, вопрос о том, чтобы нарастить производство, не стоит и, естественно, здесь "сработают" 40% акцизов, отчисляемых региону. И эти вопросы руководство республики неоднократно задавало и правительству Российской Федерации, и менеджменту предприятий. Были правительственные телеграммы, были письма, встречи. Работа идёт ежедневная, но пока не ясен окончательный результат.

REGNUM: Деятельность спиртзаводов в Марпосаде и Ядрине связана с социальным аспектом - они являются градообразующими в этих двух моногородах, где социальная напряжённость может только нарастать. Ваше видение решения проблемы.

И для Марпосада, и для Ядрина эти предприятия - жемчужина в обрабатывающей промышленности. Это предприятия, с которыми у городов связаны сотни лет их истории. Соответственно, потеря, выбытие заводов из промышленности этих городов - просто неприемлемый вариант для республики, это то беспокойство, которое мы сегодня испытываем и обращаемся за помощью в федеральные структуры. Все знают, что в прошлом году был составлен реестр моногородов Российской Федерации, и Ядрин, и Марпосад туда попали в том числе потому, что два этих завода вносят значительный вклад в их промышленное производство, занятость населения, решают другие социальные задачи - например, часть коммунального хозяйства в Ядрине завязана с заводом. Дело в том, что специфика коммунального хозяйства малых городов такова, что жильё, школы, детсады зачастую обеспечиваются теплом, горячей водой за счёт котельных, которые связаны с градообразующими предприятиями. И это наследие советского времени. Понятно, что оно сейчас неэффективное, нужно как-то перестраиваться, отчасти это обуза и для предприятия, и определённая проблема для муниципалитетов. Но это данность.

REGNUM: И всё-таки какова позиция Чувашской Республики в контексте стратегического развития этих трёх предприятий как отрасли? В статистике алкогольной отрасли отдельно нет, это подотрасль пищевой промышленности. Отмечу, что пищёвка в 2009 году развивалась нормально, были кое-какие небольшие пробелы, но они чаще всего связаны были с недостаточно эффективным менеджментом в управлении предприятий. Это касается Шумерлинского мясокомбината, были проблемы у Чебоксарского мясокомбината, то есть предприятия, где менеджмент не рассчитал свои силы, и они вошли в стадию банкротства. Если бы таких рецидивов не было, то, в принципе, пищевая промышленность показала бы динамику, сопоставимую с докризисным годом. Я не привожу в пример флагманов отрасли - кондитерскую фабрику "Акконд", пивзавод "Букет Чувашии", которые и в 2009 году показали очень хорошую динамику, выпустили новую линейку продукции, завоевывали новые рынки. Тот же "Акконд" вышел в федеральную ритейлинговую сеть "Магнит" и теперь обеспечивает своей продукцией почти всю Россию, "Букет Чувашии" активно работает в Татарстане.

Что касается ликёроводочной отрасли, планы правительства Чувашской Республики изложены в телеграмме президента Чувашии Николая Федорова на имя первого заместителя председателя правительства России Виктора Зубкова. Там есть ряд предложений. Первое - нужно решать как-то вопрос с имущественным комплексом данных заводов. Если нынешним собственникам, в данном случае это Российская Федерация, данные предприятия не нужны, то республика готова их поддержать - взять в аренду, осуществить выкуп на долгосрочной основе в течение, может быть, 10-15 лет. То есть мы готовы обсуждать этот вопрос. И уже на базе предприятий, возможно, создать, как в Татарстане или Мордовии, нацспиртпром. У нас будет Чувашспиртпром, допустим. Но это вопрос уже более детальной проработки. Такое предложение нами озвучено и хотелось бы получить на него положительный ответ.

Второе направление. С 1 марта вступает в полную силу закон о бардовой переработке, и здесь возникают определённые проблемы на спиртовом производстве в Ядрине, где цех бардовой переработки, как я уже упоминал, так и не построен. Поэтому республика просит отсрочки статьи закона, которая требует наличие этой переработки и утилизации, по крайней мере, на год. Если будет решён вопрос с имущественным комплексом, видя нормальную положительную динамику работы филиалов, можно предположить, что в течение года данное производство по бардовой переработке запустят. Такие предложения изложены. Естественно, данные предприятия поддерживаются муниципалитетами, они включены в прогнозный план развития муниципальных районов, то есть соответственно республика в данном направлении определённые шаги предпринимает.

Справка ИА REGNUM Новости:

На территории Чувашии работают три филиала ФГУП "Росспиртпром" - "Спиртовой завод "Ядринский", "Спиртовой завод "Марпосадский", "Ликероводочный завод "Чебоксарский". Общая численность работников на предприятиях - около 800 человек.

/ Мурманская область: губернатор предлагает создать рыбную биржу, хотя такая в регионе уже есть

31 марта 2010, 10:52

Всвоем интервью газете «Ведомости» губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриеенко заявил о необходимости создания рыбной биржи. Он в частности отметил: «Нужно до конца реализовать вопрос с рыбными биржами. Основной аргумент, который выдвигают небольшие компании против доставки на российский берег, звучит так: допустим, я прихожу в порт — кроме того, что меня долго обслуживают, я должен кому-то эту рыбу продать. Черные и серые дилеры, зная, что я стою у берега, спешу, начинают сбрасывать цену, практически обирают. С биржами этот вопрос не возникал бы. Рыбак пришел бы в порт, сдал улов, и уже брокер занимался бы его продажей. Никаких спекуляций с ценой. Мы пытаемся такую биржу сделать у себя в Мурманске.

Пока мы создали Областную рыболовецкую компанию, надеемся с ее помощью частично решить вопрос. Во-первых, она должна у небольших компаний по индикативной цене гарантированно выкупать продукцию. Во-вторых, мы получим индикатор для налоговой [службы]: есть такая цена, и по ней рыба гарантированно выкупается. Для тех, кто при продаже за границей станет показывать цену ниже, в России будут возникать налоговые последствия. Думаю, придется привлекать деньги и сторонних организаций, и бюджета, чтобы этот вопрос запустить. По нашим прикидкам, потребуется 200-300 миллионов рублей оборотных средств».

Короче говоря, как пояснил представитель мурманского биржевого сообщества, губернатор считает «если создать рыбную биржу, то вопрос с реализацией рыбы не возникал бы. Рыбак пришел бы в порт, сдал улов, и уже брокер занимался бы его продажей. Никаких спекуляций с ценой. Мы пытаемся такую биржу сделать в Мурманске. Пока создали Областную рыболовецкую компанию, надеемся с ее помощью частично решить вопрос. Во-первых, она должна у небольших компаний по индикативной цене гарантированно выкупать продукцию. Во-вторых, мы получим индикатор для налоговой [службы]: есть такая цена и по ней рыба гарантированно выкупается».

- Вот что это? – задается вопросом наш собеседник. - Как назвать очередное создание рыбной биржи, очередным инициатором, который вслед за своими предшественниками (бывшим губернаторм региона Юрием Евдокимовым – уточнение) не желает замечать, что биржа есть и ее создавать не надо? Нужно просто организовать торги рыбопродукцией на уже существующей бирже, которая обладает лицензией на организацию биржевой торговли и входит в Российский биржевой союз, т.е. на МТСБ. Зачем нужно «делать» новую биржу, которую чтобы сделать, нужно потратить уйму времени и ресурсов, создавать для этого некую Областную рыболовецкую компанию (причем здесь биржа?), которая будет выступать в роли покупателя, да еще имитировать котировочную цену, назвав ее индикативной?

- Ответ прост, считает он. - Биржевая торговля рыбопродукцией не нужна. Нужна ширма с магическими словами «рыбная биржа», имитация биржевой торговли, которая полностью контролируема. Почему бы не обратиться к специалистам, которые смогут организовать настоящую биржевую торговлю и в значительной мере действительно контролировать процесс торгов, котировок и т.д.? Ответ тоже прост. А зачем они нужны, делиться с кем-то? Мы сделаем свою и все будет наше. Так и делают уже минимум лет пятнадцать. Все те же грабли. Теперь вот Дмитрий Дмитриенко эти грабли по душе пришлись, - считает представитель мурманской сырьевой биржи.Напомним, что мурманские рыбаки неохотно идут на биржу, поспешают туда медленно. А биржа работает над привлечением рыбы и рыбаков. В прошлом году мурманская биржа, совместно с биржей Санк-Петербург запустили даже совместный проект по рыбным торгам. Но особой активности и этот проект у рыбаков не вызвал, хотя число компаний готовых работать через биржу увеличилось, стали проявлять заинтересованность и новые компании из Мурманской области.

Вместе с тем рыбаки Мурмана настроены против биржы. Так Василий Никитин, председатель Союза рыбопромышленников Севера, в одном из своих недавних интервью так объяснил позицию рыбаков:

- Государственная Дума упорно обсуждает проект организации биржевой торговли рыбопродукцией. Мы с таким же упорством говорим о несогласии с организацией торговли рыбопродукцией через биржи, т.к. это связано с нерешенностью многих вопросов. К примеру, при торговле через биржи исчезает возможность предоплаты рыбопродукции, исчезает элемент доверия к ее качеству, который нарабатывался многолетними партнерскими отношениями на рынке. Также непонятен процесс перехода рисков при поставке продукции в режиме торгов, порядок поступления средств на счета продавца. В случае продажи рыбопродукции обезличенному покупателю может возникнуть процедура искусственного занижения качества товара уже в местах потребления, с проведением независимых экспертиз и требования возврата средств через суды. Непонятна ответственность биржи в таком случае. Кроме того, непонятен механизм экспорта продукции из России, порядок оформления различных сертификатов, деклараций и т.д.На эти и многие другие вопросы мы не получили ответа, нас лишь заверили, что это не проблема. Поэтому, если говорить о том, что основная задача биржевой торговли – это прозрачность сделки, то вместо ее мы предлагаем значительно менее затратный вариант мониторинга за уровнем цен. Эти предложения мы направили в федеральные органы власти в соответствии с п.2 протокола встречи первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова с представителями рыбохозяйственных организаций от 8 декабря 2009 года о возможной оценке таможенной стоимости экспортируемых рыбных товаров в Северном бассейне.

Уточним, Мурманская товарно-сырьевая биржа работает в регионе уже много лет. В начале года в Мурманске появилось еще и представительство биржи «Санкт-Петербург».